Close

13.09.2018

Бизнес-леди предпочитают открывать малые предприятия и выбирают менее прибыльные отрасли.

Бизнес-леди в Беларуси

Сегодня белорусские женщины сами выбирают менее маржинальные сектора, что вызвано необходимостью балансировать между карьерой и семьей, рассказывает «Ежедневник».

Есть ли пол у бизнеса или главное все-таки результат? Сегодня в мире еще многие полагают, что женщина не может справиться со своими профессиональными обязанностями так, как это сделал бы мужчина, потому что завися от семьи и домашних обязанностей, не может всю себя посвятить работе.

А что же в Беларуси?

Как отметила автор работы «Женщины в бизнесе Беларуси: особенности, мотивация и барьеры», эксперт Центра экономических исследований BEROC Мария Акулова на презентации исследования, в Беларуси сегодня около 30% бизнесов возглавляют женщины и порядка 70% — мужчины.

Что касаемо вопроса эффективности, женский бизнес растет медленнее в сравнении с мужским, к тому же он меньше и моложе.

Однако, как показало исследование, женщины-предприниматели в среднем чуть более образованны, чем предприниматели-мужчины, при этом они проигрывают мужскому полу в управленческом опыте работы.

«Существенный разрыв показали результаты исследования в семейном статусе, – отметила Мария Акулова. – Вдов среди женщин-собственников бизнеса гораздо больше, чем вдовцов среди мужчин, возглавляющих компании».

«Возможно, здесь идет речь о преемственности бизнеса: женщины-вдовы продолжают начатое вместе когда-то дело», – сделала предположение автор исследования.

Какова основная мотивация для занятия бизнесом?

Чаще всего женщины пробуют свои силы в оптовой и розничной торговле, промышленности, гостиничном бизнесе и здравоохранении. У мужчин, собственников бизнеса, наиболее популярны такие отрасли, как торговля, производство и строительство.

На вопрос о том, что послужило основной причиной открыть «свое дело», 47,8% женщин и 42,8% мужчин-предпринимателей указали внезапное появление бизнес возможности. Также немалая доля респондентов обоих полов (34,6% мужчин и 29% женщин) считает важным финансовую составляющую в данном вопросе. В тоже время возможность совмещать карьеру и семью более значимо для женщин (13% против 2,5%).

«Отмечу, что для части респондентов (14,2% женщин и 13,2% мужчин) мотивацией заняться бизнесом стала необходимость, люди должны были уйти в бизнес из-за сложностей с поиском работы, – добавила автор исследования. – По большей части это касается регионов».

Коррупция как барьер для 50% женщин и лишь 12% мужчин.

Примечательно, что, оценивая внешние барьеры по ведению бизнеса, большинство из них, кроме коррупции, в равной степени были упомянуты как женщинами, так и мужчинами. Так, главным барьером предприниматели считают административные процедуры и вопросы изменчивости законодательства. Далее идут высокие ставки налогов и государственный контроль.

Что касаемо коррупции, на данный барьер указало свыше 50% женщин и только 12% мужчин-владельцев бизнеса.

Объясняя этот результат, автор исследования предположила, что женщины скорее всего не склонны к авантюрам, а также активным и опасным действиям в бизнесе.

«Я думаю, здесь мы имеем скорее всего дело с вопросом внутреннего восприятия того, с чем сталкивается человек, когда должен работать в конкурентоспособной бизнес-среде. Это вполне возможно вопрос отношения к риску, вопрос того, насколько далеко я могу выйти из зоны комфорта для принятия решения», – отметила она.

В свою очередь, наиболее актуальными внутренними проблемами представители бизнеса обоих полов считают уровень компетентности сотрудников, управленческие и маркетинговые барьеры.

«Мужские» компании более прибыльны.

Мария Акулова также обратила внимание на то, что в Беларуси мужской бизнес растет быстрее женского. По словам эксперта, предполагается, одна из причин этого в том, что женщины сами выбирают менее маржинальные отрасли, что вызвано необходимостью балансировать между множеством социальных ролей.

Однако, исследование показало, что в не зависимости от отрасли мужские компании демонстрировали все равно большую прибыль, большую динамику в вопросах роста бизнеса.

«Таким образом, на различия в показателях деятельности влияет не только сегрегация, но и другие, возможно, социальные барьеры, – заметила эксперт. – Ведь в большинстве случаев даже, несмотря на то, что женщина является собственником малого или среднего бизнеса, как показали результаты опроса, она по-прежнему выполняет больше работы по дому и уходу за детьми, чем мужчина. Как следствие, совмещая работу с семьей, женщины зачастую не могут полностью отдаться своей профессиональной деятельности».

«К сожалению, традиционное разделение социальных ролей является серьезным барьером в развитии деловой инициативы, поскольку для большей части бизнесвумен это уже не воспринимается как норма», – пояснила Мария Акулова.

Эксперты признают, что в решении данного вопроса могла бы помочь всяческая популяризация ответственного отцовства, что сняло бы вопрос с женщины: чем ей заниматься бизнесом или семьей.