Close

29.10.2018

Страну делают «неудобные» бизнесмены, а не ретивые контролеры и «удобное» правосудие.

Судьба одного из самых одиозных нормативно-правовых актов Беларуси, печально известного указа № 488 о лжепредпринимательских структурах, может стать поворотным моментом, знаком для бизнеса. Раскрепощение, инициатива, либерализация и все такое. Или таки надо ехать. Или готовиться сидеть. Пока последнее слово в заочной перепалке — за либералами, рассказывает TUT.BY.

Ольга Лойко. Журналист TUT.BY

Ольга Лойко, обозреватель TUT.BY, журналист, экономист. Сфера журналистских интересов широкая, микро- и макроэкономическая.

Бурные дебаты о документе, с помощью которого «присело» немало бизнесменов и на который опирались во многих громких делах, вроде Арбузова, Муравьева, Кныровича, длятся уже больше года. Глава Совета по развитию предпринимательства и первый вице-премьер Александр Турчин «дожимал» изменения в документ еще в прежней должности. И при ожесточенном сопротивлении силовиков, что было очевидно даже из скупой перепалки, попадавшей в СМИ.

На днях Турчин в интервью программе «Разговор у президента» на телеканале «Беларусь 1» заявил: Александр Лукашенко поддержал предложение отменить указ № 488.

«Что мы предложили президенту: рассмотреть возможность имплементировать нормы, которые позволят поставить заслон лжепредпринимательским структурам, в иные нормативные правовые акты, отменить указ № 488. Президент поддержал эту инициативу и дал поручение внести предложения, какие конкретно нормы в какие законы, указы, декреты надо внести, обсудить это с Комитетом госконтроля и внести ему», — рассказал Турчин.

Он заверил, что у бизнеса не вызывает антагонизма реестр так называемых лжепредпринимательских структур, в котором можно «пробить» своего контрагента. «Другой вопрос — на основании чего мы формируем этот реестр. Если мы говорим, что ты не находишься по месту регистрации и сразу попадаешь в реестр — наверное, это не совсем правильно», — считает первый вице-премьер, напоминая, есть КоАП, есть УК с его 243 статьей — уклонение от уплаты налогов. «Если что-то надо усилить — давайте! Мне оптимальным видится Налоговый кодекс», — предлагает он.

Бизнес был настроен категорично — документ надо отменять. Прежний первый вице-премьер, Василий Матюшевский, даже в сердцах отмечал, что указ «нанес невероятный ущерб предпринимательству в стране». Юристы хватались за голову — если со временем контрагент, с которым работала компания, оказывается недобросовестным (пусть даже в момент совершения сделки об этом не было известно), то отвечать приходится и добросовестному участнику сделки. Причем степень вины не имеет значения. Был факт сделки — работает алгоритм начисления налогов. Без всякого суда. И с вечным страхом, что твой контрагент, к примеру, покупатель (по предоплате!) загремит в «черный список».

О масштабах «лжепредпринимательства» писали не раз. По данным СМИ, по состоянию на апрель 2016 года реестр содержал 6600 субъектов хозяйствования, а на апрель 2017 года — уже 7609. При этом 5375 субъектов были внесены в него исключительно на основании «нерасположения по своему юридическому адресу» и только 257 субъектов были признаны лжепредпринимательскими на основании приговора суда. Сегодня в «черном списке» — 7,9 тысячи субъектов.

А что же силовики, которые не спешат сдавать позиции? Они заверяют, мол и без злосчастного указа все «уклонисты» и «оптимизаторы» получили бы те же сроки. Но расставаться с привычным и удобным механизмом раскулачивания и посадок не спешат. Заместитель директора ДФР Комитета госконтроля Виктор Франскевич заявлял в интервью «Беларусь сегодня», мол поправки были придуманы, чтобы фактически связать руки контролирующим и правоохранительным органам в борьбе с лжепредпринимательством и устранить механизм, реально приносящий пользу.

Вот только понятие пользы у бизнеса и силовиков несколько разное. И ВВП создают все-таки первые. И рабочие места, и продукты, услуги, валютную выручку, те же злосчастные налоги, которые чуть ли не у каждого предпринимателя просто руки тянутся «оптимизировать».

Но вот метафора «связанных рук» — не слишком убедительна. За правоохранителем — вся госмашина с маски-шоу, ломанием дверей в офисы, выкручиванием рук, УК и УПК с моей любимой статьей 108 — задержание на 72 часа, которых многим достаточно, чтобы представить себя в трагической роли узника и с перепугу сознаться во всем, сдав даже тех, про кого не спрашивали.

Мало рычагов? Так может, вообще отменить презумпцию невиновности? Ну неудобно же! Сидит такой, миллионами ворочает, умный, наглый, адвокат холеный при нем. Не виноват? Ну, пусть докажет! Очень удобно, жаль, цивилизованный мир не одобряет.

Противостояние силовиков и либералов продолжается, уходя на новый виток. Впрочем, у последних козырь — как бы не было велико искушение сделать ставку на эффективный отъем нажитого сомнительным путем, слишком велик риск распугать тех, кто способен генерировать идеи, проекты, cash flow и все такое. И остаться при лампасах, без пайка и с внешним долгом.