Close

30.10.2018

В Гродно предпринимателей начинают готовить со школьной скамьи.

В Гродно предпринимателей начинают готовить со школьной скамьи.

Развитие малого и среднего бизнеса сегодня поставлено во главу угла. Но где брать предпринимателей, готовых генерировать деловые идеи, а потом рисковать, воплощая их в жизнь? В Гродно решили, что начинать их взращивать следует как можно раньше — уже со школьной скамьи, рассказывает “Sb.by”.

Уже второй год в СШ № 27 действует факультатив, где детей учат рассчитывать прибыль и выручку, платить налоги и даже «добывать» криптовалюты.

В коридорах школы можно встретить начинающих бизнесменов, причем с большими амбициями. За время работы факультатива финансово подкованные парни и девушки не только научились сберегать личные деньги, но и даже стали помогать родителям координировать расходы.

Ресурсный центр в Гродно. Развитие предпринимательских компетенций и финансовой грамотности в молодежной среде в процессе профориентации.

Фото: SB.BY

Обучение проводится по таким дисциплина, как «Формирование финансовых целей», «Семейный и личный бюджет», «Инструменты сбережения», «Кредитование», «Разумное заимствование», и другим.

Десятиклассники уже собрались в специально отведенном для занятий классе. С ними — преподаватель и социальный педагог Оксана Кирейчук. Вместе с мальчишками она уже не раз принимала участие в различных стартапах, представляли идеи на инвест-уик-эндах. Два раза наравне со студентами вузов ее подопечные защищали свои проекты в Гомеле на Международном чемпионате «Молодежь и предпринимательство». Юный возраст совершенно не помешал им занять призовое место.

— В прошлом году ребята презентовали проект по созданию солнечных панелей, — вспоминает педагог. — Вместе с учителем труда они сами их изготовили, и сейчас у нас на крыше целая система батарей на один киловатт.

Перед этим школьники провели энергетический аудит здания, подсчитали энергопотери и составили план по их устранению.

Полученные цифры так впечатлили руководство учебного заведения, что оно дало добро на реализацию всех предложенных мер.

Кроме факультатива в школе действует ресурсный центр и Клуб молодого предпринимателя.

— По образованию я даже не математик или физик, а филолог, — рассказывает педагог Оксана Валерьевна. — К предпринимательству имею отношение весьма опосредованное. Пришлось самой учиться на курсах в Минске по американской программе. Получила там сертификат тренера по финансовой грамотности, потом стала распространять полученные знания дальше. Понемногу втянулась. На своих тренингах учу детей ставить перед собой реальные финансовые цели, достигать их, формировать бюджет. Педагога радует, что предпринимательству начали уделять внимание на уровне формирования образовательного процесса. Совсем недавно из Минобразования пришло инструктивно-методическое письмо. Одним из актуальных направлений в нем определено обучение экономической деятельности.

А как оценивают происходящее в СШ № 27 эксперты? Председатель Гродненской областной ассоциации предпринимательства Игорь Черняков занимался предпринимательством более 25 лет.

Он – настоящий организатор школьного бизнес-курса.

— Какие ниши считаете самыми перспективными, на что нацеливаете ваших подопечных?

— Конечно же, нас ожидает цифровая трансформация экономики. Меняется подход в организации деятельности различных сфер. Даже в сельское хозяйство приходят компьютеризированные системы, работающие практически без участия человека. Многие профессии просто потеряют актуальность. Не зря такой подъем испытывает Парк высоких технологий. Гродно, кстати в этом вопросе повезло: здесь одним из первых открылось представительство Парка. Ну и на втором месте сферы, которые будут интересны молодым предпринимателям, — это туризм и гостеприимство.

Тема школьного предпринимательства актуальна и востребованная, поэтому это направление надо развивать.

Гродненская область на сегодняшний день лидирует среди других областей по развитию школьных бизнес-компаний. Усилия не пропали даром, только в Гродно создано около 15 бизнес-компаний. Каждый нашел свое направление.

— В настоящее время через наш ресурсный центр мы имеем возможность проводить дополнительные занятия для педагогов и кураторов факультативов, — добавляет организатор курсов. — Кроме того, видя заинтересованность и трудности, которые испытывают инициаторы, мы разработали типовой проект положения об ученических бизнес-компаниях. Сейчас он проходит согласование в облисполкоме. На данный момент нет нормативно-правовой базы, в рамках которой они смогут работать. На голом энтузиазме это делать сложно.

В Гродненскую областную ассоциацию предпринимательства входят более 50 организаций и около 20 ИП. Участники могут получать поддержку в решении сложных вопросов, а также делятся опытом с молодежью.

Последние исследования показали: настроение бизнес-сообщества улучшилось. Самое время браться за свое дело.

Фото: SB.BY